Лента новостей

09:15
Ветерана войны на Донбассе, который лишился обеих ног, хотят снова мобилизовать
09:08
Бывший советник Бориса Джонсона: никакой Зеленский не Черчилль, а Украина погрязла в коррупции
08:01
Украина открывает тюрьмы, чтобы пополнить силы на передовой
05:31
Таблицы бронепробиваемости брони Гарвея и Круппа для русских пушек времён Русско-японской войны
05:21
Шифры царевича Алексея Петровича
02:29
Беглая оппозиция на Западе: бесплодные потуги
00:18
Украинские дурачки и 9 мая
00:08
На форуме «Россия» выступили артисты Центрального академического театра Российской Армии и Ансамбля песни и пляски им. А.В. Александрова
23:18
Западные алхимики плавят народы, чтобы добыть золото
22:38
Приказ «жестко паковать» всех и «антиТЦКашные» браслеты: на Украине продолжается беспредельная мобилизация
22:04
Украинские пропагандисты снова опозорились, полностью скопировав американский мотивационный ролик для военных
22:03
ВСУ нанесли комбинированный ракетный удар по Белгороду
21:29
Кадыров рассказал, как военнослужащие ВСУ могут спасти свои жизни
21:28
Казахстан — крупнейший импортёр водки из России. Израиль на втором месте, Армения на третьем
21:27
Виктория Нуланд рассказала, почему на Украине не будет мира, а украинцы продолжат умирать
21:26
CNN: проблема ВСУ в Харьковской области не только в отсутствии снарядов, но и в нехватке людей
21:25
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской, Курской и Брянской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 11 мая
20:51
Американцы грозят грузинам санкциями за принятие закона об иноагентах
20:34
Украинские мужчины бегут от Зеленского в Румынию
20:10
Турецкие вооружения в Москве
19:59
Запад ищет оружие для Украины на Балканах
19:33
Мишустин внес на рассмотрение Госдумы новый состав правительства
19:32
Захарова: Киев приурочил серию терактов к юбилею референдума в Донбассе
19:29
Удар по полевому аэродрому ВСУ
19:11
США, Англия и Швеция не могут поделить золото Гитлера
18:27
Новосибирское гетто: Мигранты угрожали мальчику отвёрткой, а полиция не приехала: Бастрыкин взял дело на контроль (ФОТО, ВИДЕО)
18:23
В Британии экоактивистки пытались разбить витрину с Хартией вольностей
17:50
Прибалтика под русофобским дурманом: больше внимания, больше денег, больше оружия!
17:14
Теннисист Джокович вышел к болельщикам в велошлеме после попадания бутылки в голову
16:53
На Евровидение позвали сатану
16:46
На территории Харьковской области идут тяжёлые бои: Армия РФ продвигается, противник ведёт встречные действия
16:12
В Германии разработали три варианта обязательной службы в армии
16:11
Польша строит защитные сооружения на границе, опасаясь прямого конфликта с Россией
15:54
Швейцарские посиделки по Украине: коллективный бой с тенью
15:36
Путь длиною в жизнь: итоги первого десятилетия ДНР
15:35
Макрон вновь пригрозил России вступлением французской армии в конфликт на Украине
15:27
Пассажирский самолет из Москвы заметили в небе над Украиной
15:00
Экс-советник Бориса Джонсона: погрязшая в коррупции Украина нас облапошила, а мы сами себя поимели
14:51
Путин утвердил структуру нового правительства
14:25
Украина обстреляла ресторан на юге Донецка. Есть погибшие
13:49
Си Цзиньпин предложил привести Евросоюз к миру на Украине
13:41
Подоляк: Киев планирует окончательно принять «формулу мира» в Швейцарии
13:08
“Россия не может позволить себе проиграть, поэтому нам нужна победа в том или ином виде”: Сергей Караганов о том, чего хочет Путин
13:06
В Германии решили вернуть службу в армию по призыву
13:02
Поток пленных бойцов ВСУ из Харьковской области продолжается
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Военная техника»Машины смерти: как выглядели первые в мире танки

Машины смерти: как выглядели первые в мире танки



Каждый, кто первый раз входил внутрь темного металлического короба, обязательно ударялся головой о потолок. Это потом теснота в танках стала притчей во языцех, но тут все было в новинку. Даже это своеобразное «боевое» крещение, которое не миновало ни одного пехотинца, сапера, связиста, отправленного на переобучение. Ровно 100 лет назад в битве при Сомме через воронки и траншеи впервые поползли танки. Так зарождалась война нового типа.


Танк — это бронированный автомобиль с вооружением, и к первой четверти XX века, когда танк родился, в этой машине не было ничего принципиально новаторского. Преимущества нахождения на поле битвы хорошо защищенной боевой единицы, будь то римская «черепаха» или закованная в латы тяжелая конница средневекового Запада, оценили еще в доиндустриальные времена. Первый автомобиль — паровая телега Кюньо — был построен до Великой французской революции. Так что теоретически некий прототип танка мог участвовать и в наполеоновских войнах. Однако к тому времени все давно забыли про щиты и латы, а ползущая медленнее пешехода телега не могла сравниться со стремительностью конницы.

Танк не внес коренного перелома в боевые действия Первой мировой войны, но оказался серьезной поддержкой наступающей пехоте в условиях позиционного кризиса.

Пулеметный аргумент

Когда после мира, длившегося в Западной Европе полвека, вдруг вспыхнула большая война, многие поначалу не поняли, что грядет страшная бойня, мало похожая на баталии времен Аустерлица и Ватерлоо. Но случилось то, чего раньше не бывало: на Западном фронте воюющие стороны, безуспешно пытаясь обойти друг друга с флангов, выстроили сплошную линию фронта от Швейцарии до Северного моря. В середине 1915 года британцы и французы с одной стороны и немцы с другой вошли в безнадежный позиционный клинч. Всякие попытки прорвать зарывшуюся в землю, спрятавшуюся в дотах, огородившуюся колючей проволокой эшелонированную оборону заставляли наступавших умыться кровью. Перед тем как посылать пехоту в атаку, чужие траншеи, конечно, старательно обрабатывали артиллерией, но каким бы плотным и сокрушительным ни был ее огонь, достаточно было уцелеть паре пулеметов, чтобы они успешно валили на землю цепи атакующих. Пехота в наступлении явно нуждалась в серьезной огневой поддержке, требовалось оперативно выявлять и подавлять эти плюющиеся смертью пулеметы. Тогда-то и пришло время танка.






Обзор для командира и механика-водителя открывался через щели, защищенные двумя стальными пластинами.


Нельзя сказать, что до появления танка на поле боя ничего в этом смысле не предпринималось. Например, пытались вооружать и бронировать автомобили. Но даже если маломощные машины тех времен и могли выдержать вес брони и вооружения, им крайне сложно было передвигаться по бездорожью. А ведь «ничейная земля» между первыми рядами траншей никем специально не подготавливалась для автомобильного движения, к тому же была порядком изрыта взрывами снарядов и мин. Надо было работать над проходимостью.






Свои конструкции гусеничного движителя предлагали в XIX веке несколько британских и русских изобретателей, в частности Дмитрий Загряжский и Федор Блинов. Однако идеи европейцев были доведены до коммерческой реализации по ту сторону Атлантики. Одним из пионеров американской гусеничной техники стала компания Бенджамена Холта, которая в будущем переименовала себя в Caterpillar.


Первый танк вобрал в себя ряд решений, позаимствованных у военно-морского флота. Он был оснащён деревянной «палубой» и спонсорами для размещения орудий. Собственно, официальное название танка MK1 было Landship — «сухопутный корабль».


Это все придумал Черчилль...


Тракторы Holt не были к началу войны чем-то необычным в Европе. В качестве тягачей для артиллерийских орудий их активно использовали, в частности, в британской армии. Идея превратить холтовский трактор в бронированную машину на поле боя пришла еще в 1914 году майору Эрнесту Данлопу Суинтону, одному из самых рьяных сторонников того, что в будущем назовут «танком». Кстати, слово «танк» (англ. «бак») было придумано как кодовое название новой машины, дабы ввести в заблуждение противника. Официальным же его названием на момент запуска проекта было Landship — то есть «сухопутный корабль». Получилось так потому, что идея Суинтона была отвергнута общеармейским руководством, но первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль решил действовать на свой страх и риск и взять проект под крыло флота. В феврале 1915 года Черчиллем был создан Комитет по сухопутным кораблям, который разработал техническое задание на бронированную боевую машину. Будущему танку предстояло развивать скорость до 6 км/ч, преодолевать ямы и рвы шириной не менее 2,4 м, взбираться на брустверы высотой до 1,5 м. В качестве вооружения предлагались пулеметы и легкие артиллерийские орудия.







Интересно, что от идеи использования шасси от трактора Holt в результате отказались. На этой платформе построили свои первые танки французские и немецкие конструкторы. Британцы же отдали разработку танка компании из William Fosters & Co.Ltd., имевшей опыт создания сельскохозяйственной техники на гусеничном ходу. Работы велись под руководством главного инженера фирмы Уильяма Триттона и приданного военным ведомством инженера-механика лейтенанта Уолтера Уилсона. Они решили использовать удлиненное гусеничное шасси от другого американского трактора — Bullock. Правда, пришлось серьезно усилить гусеницы, сделав их полностью металлическими. На гусеницы поставили коробчатый металлический корпус, а на него предполагалось поднять цилиндрическую башню. Но идея не прошла: башня смещала вверх центр тяжести, что грозило опрокидыванием. Сзади к гусеничной платформе крепилась ось с парой колес — наследство, доставшееся от гражданских тракторов. При необходимости колеса гидравликой прижимались к земле, удлиняя базу при прохождении неровностей. Всю конструкцию тянул 105-сильный двигатель Foster-Daimler. Прототип Lincoln 1, или Little Willie, был важным шагом в конструировании танка, но оставлял без ответа некоторые вопросы. Во-первых, если нет башни, где ставить вооружение? Вспомним, что первый британский танк разрабатывался под кураторством флота, и... решение нашлось чисто морское. Оружие решили разместить в спонсонах. Это морской термин, означающий выступающие вбок элементы конструкции корабля, в которых находится вооружение. Во-вторых, даже с удлиненным шасси от Bullock прототип не вписывался в заданные параметры прохождения неровностей. Тут Уилсону пришла в голову идея, впоследствии оказавшаяся тупиковой, но на этот раз определившая британский приоритет в танкостроении. Пусть корпус боевой машины станет ромбовидным, а гусеницы будут вращаться по всему периметру ромба! Такая схема позволила машине как бы переваливаться через препятствия. На основе новых идей была построена вторая машина — Big Willie, получившая прозвище Mother (англ. «мать»). Это и был прототип первого в мире танка Mark I, который приняли на вооружение британской армии. «Мать», как и положено, произвела на свет разнополое потомство: танк-«самец» был вооружен двумя 57-мм морскими пушками (и снова флотское влияние!), а также тремя 8-мм пулеметами — все вооружение компании Hotchkiss. На «самке» пушек не было, а пулеметное вооружение состояло из трех 8-мм Vickers и одного Hotchkiss.






Те, кто хотел бы почувствовать себя в роли первых танкистов и погрузиться в историю танкостроения, смогут это сделать в игре World of Tanks, когда в сентябре будет открыт специальный режим с легендарным Mark IV.


Муки первых танкистов


«Ходовая часть и силовая установка танка Mark I, — говорит исторический консультант компании Wargaming Федор Горбачев, — позволяла передвигаться по полю боя вне дорог, преодолевать проволочные заграждения и окопы шириной до 2,7 м — этим танки выгодно отличались от современных им бронеавтомобилей. С другой стороны, их скорость не превышала 7 км/ч, отсутствие средств подрессоривания и демпфирования делало из них достаточно неустойчивую артиллерийскую платформу и усложняло работу экипажа. Согласно Tanks Driver`s Handbook, существовало четыре способа поворота танка, при этом самый распространенный и щадящий для механизмов требовал участия в этом процессе четырех членов экипажа, что сказывалось на маневренности машины не лучшим образом. Броня обеспечивала защиту от ручного огнестрельного оружия и осколков, но пробивалась бронебойными пулями "K" (массово применявшимися немцами с лета 1917 года) и артиллерией».







Первый в мире танк, разумеется, не был образцом технического совершенства. Он создавался в нереально сжатые сроки. Работа над невиданной прежде боевой машиной началась в 1915 году, а уже 15 сентября 1916-го танки впервые применили в бою. Правда, к полю боя Mark I еще надо было доставить. Танк не вписывался в железнодорожные габариты — мешали «щеки»-спонсоны. Их, каждый весом 3 т, везли отдельно на грузовиках. Первые танкисты вспоминали, как накануне боя им приходилось проводить бессонные ночи, привинчивая болтами спонсоны к боевым машинам. Проблема съемных спонсонов была решена только в модификации Mark IV, где их вдвигали внутрь корпуса. Экипаж танка состоял из восьми (реже девяти) человек, и для такого большого экипажа места внутри было маловато. В передней части кабины стояли два кресла — командира и механика-водителя; от них в кормовую часть вели два узеньких прохода, в обход кожуха, прикрывавшего двигатель. Стены кабины использовали под шкафчики, куда убирали боеприпасы, запчасти, инструменты, запасы питья и еды.







Немцы побежали


«В первом бою — при Flers-Courcelette — танки Mark I достигли ограниченного успеха и прорвать фронт не смогли, но эффект, который они оказали на сражающиеся стороны, был значительным, — рассказывает Федор Горбачев. — Англичане за один день 15 сентября продвинулись вглубь обороны противника на 5 км, причем с потерями в 20 раз меньше обычных. На немецких позициях были зафиксированы случаи самовольного оставления окопов и бегства в тыл. 19 сентября главнокомандующий британскими силами во Франции сэр Дуглас Хейг попросил Лондон предоставить более 1000 танков. Несомненно, танк оправдал надежды своих создателей, несмотря на то что он достаточно быстро был вытеснен из боевых частей наследниками и в дальнейшем использовался для обучения экипажей и на второстепенных театрах военных действий».


Нельзя сказать, что именно танки изменили ход Первой мировой и склонили чашу весов в пользу Антанты, но и недооценивать их не стоит. Уже в Амьенской операции 1918 года, приведшей к прорыву германской обороны и фактически к скорому завершению войны, участвовали сотни английских танков Mark V и более продвинутых модификаций. Это сражение стало провозвестником великих танковых битв Второй мировой. Британские ромбовидные «Марки» повоевали и в нашей стране в ходе гражданской войны. Появилась даже легенда об участии Mark V в битве за Берлин, но позже выяснилось, что обнаруженный в Берлине Mark V был украден нацистами и увезен в Германию из Смоленска, где служил мемориалом в память о гражданской войне.



Олег Макаров


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх